ГКУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА имени ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ К.А. ЕВЛОЕВОЙ"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Версия для слабовидящих

« …Немного надо мне от этой жизни-

Быть верным сыном этих гор

И сердце отдавать Отчизне, как самый честный разговор.

О, счастье есть такого рода

Чтоб в трудный час и торжество

Быть всюду со своим народом

И быть своим среди него.

Ты вечна Родина, как реки

Как солнца свет в моей судьбе

Так верь мне, Родина на веки,

Как с детства верю я тебе!...» ( Хамзат Осмиев)

Эти поэтические строки Хамзата Осмиева звучат как эпиграф жизненного пути писателя, патриота, гуманиста, общественного деятеля и верного сына ингушского народа Багаудина Хусейновича Зязикова.

Да, это был человек большой души и чистого сердца. У него было много друзей, ибо он сам очень любил людей, знал и понимал их, всегда готов был прийти на помощь, поддержать и помочь. И потому они шли к нему. И всем он был дорог и необходим. Все видели в нем не только известного писателя, талантливого педагога-наставника, но и глубоко порядочного требовательного и щедрого душой человека.

И действительно, до всего доходили руки этого замечательного человека. Он активно участвовал в общественной жизни, писал школьные учебники, исследовал фольклор и литературу, писал стихи, рассказы, очерки, повести, консультировал начинающих литераторов.

Багаудин Хусейнович родился 14 апреля 1908 года в семье крестьянина- середняка селения Барсуки Назрановского округа.

С детства Багаудин Хусейнович рос впечатлительным и любознательным ребенком, проявлял интерес ко всему, что его окружало: к холмистой местности, поросшей яркой зеленью кустарников, к речке, протекавшей через село, к сверстникам с которыми играл, дружил, к острому народному слову.

В 1917 году пошел в школу, до 1924 года учился в Назрановской сельскохозяйственной школе, затем поступает на подготовительное отделение Ингушского Педагогического техникума. Больше всего из дисциплин его привлекает- литература.

Здесь под руководством широко известных в то время преподавателей-Тембота Дордагановича Бекова и Виктории Абрамовой он пристрастился к художественной литературе, принял активное участие в организованном ими рукописном журнале «Красные ростки».

Начав с публикации рассказов и очерков совместно с Хамзатом Осмиевым , Багаудин Зязиков в 1928 г. написал очерковую повесть «Отцы и дети», которая вскоре была опубликована в газете «Сердало». Необходимо отметить, что название повести было заимствовано из одноименного романа И,С.Тургенева, содержание и способ выражения были чисто национальными. Главным героем повести стал сельский активист, смело вставший на борьбу за торжество новой морали.

Это был период становления ингушской художественной литературы, когда были известны несколько имен основоположников ингушской творческой интеллигенции: Заурбека Мальсагова, Тембота Бекова, Ахмета Озиева, Хаджибикара Муталиева.

В 1930 году Багаудин Хусейнович успешно заканчивает Ингушский педагогический техникум и работает учителем русского языка и литературы сначала в средней школе с. Сурхахи, а потом и в Базоркинской сельской школе.

В сентябре 1931 г. успешно сдав вступительные экзамены, Багаудин Зязиков поступает на двухгодичные курсы по подготовке в аспирантуру второго Северо-Кавказского педагогического института.

В этот период времени Багаудин Зязиков совершенствуется как писатель, по крупицам собирая богатство народного фольклора, наряду с этим, он занимается переводческой деятельностью, знакомит ингушского читателя с произведениями мировой классики, активно сотрудничает с газетой «Сердало», пишет остро публицистические статьи, очерки рассказы.

После окончания учебы в Педагогическом институте, не имея возможности продолжить учебу в аспирантуре, Багаудин Зязиков работает в редакции «Сердало» и в Ингушском книжном издательстве, продолжает писать, но теперь основное свое внимание уделяет переводам произведений русской классической литературы на родной язык. Эту работу Багаудин Хусейнович начал с полюбившегося ему произведения Новикова-Прибоя « Морской пожар», затем перевел повесть А.С.Пушкина «Дубровский» и «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, А.П.Чехова « Смерть чиновника» М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Дм.Фурманова «Чапаев», К.Паустовского «Колхиду»

Начиная с 1934г. Багаудин Хусейнович заведует отделом народного образования Назрановского района.

С 1938 года он вновь работает редактором в Чечено-Ингушском издательстве, по – прежнему трудиться над совершенствованием своих переводов, записывает произведения ингушского фольклора.

К началу ВОВ Багаудин Зязиков работал инструктором Печати Чечено-Ингушского Обкома КПСС, вел большую общественную работу и пропагандистскую работу. В июле 1941 года добровольно ушел на фронт.

В конце 1941 года он вместе с известным татарским поэтом Мусой Джалилем закончил шестимесячные курсы политработников в г. Мензелинске Татарской АССР, а с января 1942 года был корреспондентом, а затем и начальником отдела фронтовой армейской газеты. Западного и Калининского фронтов « Сын Родины»

Литературно- журналистское творчество очень пригодилось Багаудину Зязикову, его перо приравнивалось к грозному оружию. Там, где идет борьба не на жизнь, а на смерть, где каждый виден как на ладони, легко определяется, чего стоит человек. Героизм простых людей, суровая солдатская дружба, любовь к Родине, взаимное доверие, честь и долг- все это проходит через сердце писателя.

7 ноября 1942 года в республиканской газете «Грозненский рабочий» было опубликовано письмо начальника отдела фронтовой газеты «Сын Родины» про старшего политрука Багаудина Зязикова «Ускоряйте Победу над врагом» к своим землякам:

« Дорогие земляки! Над нашим родным Кавказом в том числе и над нашим Грозным, нависла суровая, грозная туча. Немецко-фашистские захватчики занесли свою кровавую руку над Родиной чеченцев и ингушей. У нашего народа много примеров героической борьбы за свое освобождение .

Когда в годы гражданской войны вся страна переживала тяжелые дни борьбы за свое существование, чеченцы и ингуши шли в бой за свою свободу. Шли храбро, беззаветно и добились победы.

Друзья мои! Когда над Родиной вновь нависла смертельная опасность, когда настал час схватки с врагом не на жизнь, а на смерть, когда к нашему дому и дорогому очагу ползет кровожадное зверье, неся с собой смерть, голод, рабство и нищету, я весь с вами.

Я живу и борюсь с мыслями о вас, полный желания и решимости биться с врагом до последней капли крови до Победы!»

Да, я нахожусь на другом участке фронта. Но мы знаем, что каждый удар по врагу, каждый истребленный фашист на нашем фронте на столько же ослабит его силы и на вашем участке фронта. Чем больше мы истребим и уничтожим гитлеровцев, тем легче будет вам на юге!

Будьте же достойны славных традиций своих отцов и матерей! Будьте достойны великого звания гражданина нашей великой Родины! Призываю вас всех к большей мести, к еще большей ненависти к врагу! Боритесь и работайте, не покладая рук! Этим самым вы поможете нашей доблестной Армии, ускорите Победу над врагом!»

На фронте Багаудину Зязикову очень пригодился опыт журналистской и литературной деятельности. Именно этот опыт позволил фронтовому писателю и журналисту запечатлеть для будущих поколений картины суровых будней военного лихолетья, поднять дух бойцов, вставших на защиту своей Родины.

В течение всех военных лет Багаудин Зязиковвел дневники. В них он записывал все, что пережил за день.

1942 год октябрь

«… Весь наш коллектив видит во мне человека спокойного и невозмутимого. Им кажется, что я во всех делах счастлив, потому и спокоен.

Если бы они знали мою основную беду: ведь Родина-то моя, Чечено-Ингушетия, в суровой опасности, которую она не испытывала никогда в своей истории

Ингушетия молода, ингуши малочисленны по своей численности. Она возродилась за годы Советской власти. Одна треть ее жителей ровесники Октября. Ингуши никогда не были рабами. Не было у них князей, ни господ. Они всю свою жизнь боролись и росли в условиях нетерпимости к невольничеству, были людьми свободными и равными и равными во всех областях жизни, быта и нравов. Они не знают повиновение господину.

Советская власть еще выше подняла эти благородные качества ингушского народа,, связала их с культурными, хозяйственным и политическим развитием, раскрыла глаза даже слепому, осветила ему путь лучезарной звездой и сделала его на веки счастливым. А немец хочет лишить ингуша его свободы, его счастья и гордости. Поганый фриц, бандит из гитлеровской Германии за 1000 километров пришел, чтобы лишить его вольности, спокойной созидательной жизни, свободного труда, национальной гордости и завладеть его вековечной собственностью- горами.

Они будут поганить тысячелетние башни- гордость и символ свободы его народа в высокогорных и солнечных долинах Кавказских гор.

Никогда этого ингуш немцу не должен позволять и не позволит. Я уверен, что ингушский народ сложит свои кости в борьбе с врагом, но не сделается скотиной по праву «новых порядков» фюрера.

На днях я написал заявление начальнику ГлавПУККА Щербакову с просьбой откомандировать меня в действующие части Кавказского фронта.

Борьба Красной Армии с немецкими ордами развернулась у ворот чечено-ингушского народа. Мой родной край сейчас в смертельной опасности. Чечено-ингушскому народу грозит опасность лишиться жизни, свободы и независимости. Сердце сжимается от боли, когда я вспоминаю о развернувшихся на родине событиях. Хочется жить и бороться в эти дни вместе с родным своим чечено-ингушским народом, вместе отстаивать свою честь и свободу. Я хочу быть там, где решается судьба моего народа, моей любимой Родины.

Буду я на Кавказе в эти дни или не буду, но сердце мое, думы мои, я весь с чеченцами и ингушами.

Вот уже три месяца, как я не имею связи с семьей, родными и друзьями. Как я был счастлив, когда получал письма от своих дорогих друзей. Где сейчас моя семья, где мои старики? Что они делают, какова их судьба, их благополучие? Вот вопросы, которые мня волнуют день и ночь, вопросы, которые мерещатся каждую секунду…»

О выселении ингушей Багаудин Зязиков узнал из письма супруги Амани, которая написала ему письмо прямо в поезде. Тяжело пережил он эту весть, как и отзыв с фронта.

В феврале 1957года, в связи с восстановлением Чечено-Ингушской АССР, Багаудин Хусейнович по направлению Компартии Киргизии учился на шестимесячных курсах Высшей партийной школы при ЦК КПСС в г. Москве, откуда был командирован на работу в Чечено-Ингушетию. Работал директором Чечено-Ингушского книжного издательства, заведующим отделом Чечено- Ингушского обкома КПСС, а с 1958 года и до последнего был литературным консультантом правления Союза писателей ЧИАССР и членом коллегии альманаха « Утро гор».

Имея большие творческие планы, он не имел возможности их воплощения. И только в 1957году, в г. Фрунзе, вышел в свет, подготовленный и изданный Багаудином Зязиковым и Орцхо Мальсаговым сборник ингушских авторов « «Радость сердца».

В 1958 году вышла его первая книга, это был сборник рассказов « Воля советского человека». Кроме отрывка из повести « Именем республики», в него вошли большей частью написанные Багаудином Зязиковым в годы войны рассказы « 19 ноября», « Ненависть», «В родном ауле», « Несчастье» и мн.др.

Багаудину Зязикову наблюдательному художнику слова удалось в зримых , ярких запоминающихся образах показать основы нашего патриотизма, как преодолевая холод и голод, не теряя веру в свои силы представители многих народов нашей Родины сражались с ненавистным врагом. В произведениях Багаудина Зязикова мы видим представителей различных народов нашей страны. Один из лучших рассказов писателя о войне « Иван Иванович». Его главным героем является рядовой труженик – горец Инал, который быстро овладевает сложным военным искусством и становится в ряды самоотверженных защитников Родины; автору удалось показать те перемены и трудности, которые принесла война в жизнь мирных тружеников села, и в частности, горцев.

В 1961 году Багаудин Зязиков опубликовал отрывок из повести « Именем республики»

Эта работа посвящена событиям гражданской войны, в ней яркими образами проходят перед читателями три поколения горцев-ингушей ( Гуши-Хаджи, его сын и внук), писателю удалось охватить большой отрезок истории –около 100 лет. Начало пробуждения самосознания народа- вот основная мысль, которую автор проводит через все свое произведение. От страницы к странице писатель старается отобразить все важнейшие события тех лет, то есть тот большой путь, который прошел его народ вплоть до Великой отечественной войны. По охвату исторического материала и событий, а также по своему объему эта повесть явилась одним из первых крупных произведений ингушской литературы тех лет. В ней более ста действующих лиц, каждый из которых несет в себе положительные или отрицательные черты характера.

Одним из лучших произведений БагаудинаЗязикова является повесть «9 дней из жизни героя».

Как известно- Гражданская война в Ингушетии не закончилась Долаковским боем: деникинцы после этого сожгли с. Экажево и Сурхахи.

На основе многих архивных и документальных фактов писатель Багаудин Зязиков создает повесть «9 дней из жизни героя», главным героем которой является Мандре Нальгиев, народный герой и историческое лицо. Историческая повесть о героическом прошлом ингушского народа написана Б.Зязиковым так, что каждая строка напоминает читателю, что счастье человека – в служении людям, в борьбе за их счастье и светлое будущее.

Отрывок из повести Багаудина Зязикова «9 дней из жизни Героя».

«… Девятые сутки бился Мандре Нальгиев против целого отряда. Девятые сутки держал он белогвардейцев в страхе. « И один в поле воин» - говорят в народе. Может быть, это сказали о Мандре За 9 дней сражения с белогвардейцами он ни разу не улыбнулся. Глаза покраснели от недосыпания и усталости. Но при первой опасности все напрягалось в нем. Он снова был готов встретить врага. Стрельба разгоралась. Крики «Ура!» раздавались то на одном, то на другом конце селения. Уже стемнело, когда за плетнем показались всадники. Знакомый голос окликнул Нальгиева: Мандре! Мандре!

И во двор шумной толпой ввалились партизаны. Первым обнял его Хизир Орцханов. « Мужчина!» - сказал он. И что могло быть высшей похвалой в устах одного из самых смелых мужчин Ингушетии. «Ты нам очень помог, Мандре- сказал Хизир. Ну, говорят , ты разоружил весь отряд Забалуева, показывай трофеи. …Разворошили кирпичи и глазам партизан предстал большой склад патронов и винтовок. Говори, Мандре, сколько?

- 36 винтовок ,3 нагана и 2 гранаты…. «Мужчина» - снова не выдержал Хизир. Он обернулся к партизанам. Укладывайте оружие. Надо было трогаться в путь… Но прежде Мандре подошел к могиле Матери.

Прощай, нани!- шептал он. Прощай, я отомстил за тебя, за твою боль, твою кровь….Но сколько боев еще впереди! Если б ты могла встать, ты бы увидела, как я буду драться с врагами! Мы, победим! И мы построим новое село, и посадим деревья!

Мандре встал, оглянулся. Товарищи его ждали. И тогда он сказал: « В путь!»

В этой повести показаны новые отношения между людьми разных национальностей- идейное родство, слияние передовых сил: негр Сивцов из отряда Дьякова-друг Заки, Андрей и Иван-друзья Мандре. Мандре думает уже не только о своей семье, своем сыне, своем народе, но и о судьбах всех угнетенных. Автору повести удалось очень верно и передать постепенный рост самосознания не только отдельных горцев, но и народов в целом. Благодаря дружбе с передовыми людьми той эпохи, они не те полуграмотные и забитые люди, что были несколько лет назад.

Вся эта интересная повесть о героическом прошлом написана автором так, что каждая строка напоминает читателю, что счастье человека – в служении людям, в борьбе за счастье и светлое будущее. И именно это является подтверждением о возросшем художественном мастерстве писателя. Свидетельством тому является и то, что будучи переведенной на русский язык, повесть потом вошла в ряд самых лучших и талантливых произведений многонациональной литературы народов бывшего СССР: она еще в те годы выдержала пять изданий, в том числе два в Москве.

Творчество Багаудина Хусейновимча , получив признание своего народа, к этому времени было тепло и восторженно принято и всесоюзным читателем и они вправе были ждать от писателя все новых и новых произведений. Однако после этого автору удалось закончить работу только над повестью « Мечта».

Багаудин Зязиков серьезное внимание уделял литературной критике, писал литературоведческие статьи. Они напечатаны в книгах « Очерки истории ингушской советской литературы», « Очерки истории чечено-ингушской литературы», в альманах « Утро гор», и «Аргун», в республиканской газете «Сердало»

В истории ингушей это было время высоких идей и высоких порывов. После тяжелых десятилетий кровавых репрессий лучшими представителями народа овладевала идея национального возрождения, основной темой станут- мотивы сохранения языка, национальной культуры, традиций и обычаев.

«… Хоастабенаьнамотт, хьохаеДаьхе, кхебе, хозбе шак1а ц1енбеш,

кердабаккха, илли ала, оазяхийта, мерзабанаьнамотт, лергахезача. К1айча къоаночотайжабувцашзийча, ховхачаберойиткъачаоазахбийзача. сийрдайол б1арга ц1и, айлуоаз.

Г1алг1ашка ала, маяхийта зама,хьакхаштаг1а бувцадаьшабийцар, юха а хазийтацуноаз, ванана, хьоецийсона из 1омабаьра?»

Как истинный сын своего народа БагаудинЗязиков писал свои произведения только на ингушском языке. Его произведения легко читаются, яркие выражения, красочные и образные сравнения, присущие ингушскому языку придают его произведениям неповторимость и своеобразный колорит.

О творчестве Багаудина Зязикова, как и о его интересной и поучительной биографии, можно было бы говорить очень много. Это был не только образованнейший и обаятельнейший человек, но и прекрасный семьянин и замечательный отец. Главным его житейским кредо была фраза: « С тем, кто с тобой обходится хуже всего, будь лучше всех… Ему потом станет стыдно.»

«… Здравствуй, Люда!

Я никогда не препятствовал тебе ни чем, а благословлял на все хорошее и благоразумное. Это потому, что я верю в твое благоразумие и способность. Но если ты когда-нибудь отступишь от этики и нарушишь мою веру в тебя, то ты убьешь меня и похоронишь заживо. Ты об этом должна помнить и радовать меня в делах и образе жизни.» 11.04 1965г.Папа.

Это письмо отца Багаудина стало своеобразным завещанием для дочери Людмилы Багаудиновны- воспитателя, педагога, которая через всю свою жизнь пронесла и помнила завет своего отца и воспитывала подрастающее поколение в духе идеалов добра и национальной этики.

На рассвете 11 ноября 1965 года перестало биться щедрое сердце Писателя. Гражданина и Патриота Багаудина Зязикова. Смерть талантливого писателя, истинного сына своего народа, потрясла общественность. Жизненный и творческие пути Багаудина Хусейновича Зязикова являются ярким свидетельством, что жизнь свою он прожил достойным сыном Отечества

Кончина талантливого писателя в период расцвета его творчества тяжело переживалась всеми, кто его знал, имел счастье общаться. Не стало талантливого писателя, но осталось его бесценное творческое наследие. Но даже то, что успел сделать Багаудин Хусейнович Зязиков ярко характеризует его как истинного сына ингушского народа, гражданина и патриота, как большого и талантливого писателя.

«… Мы помним сыновей достойных

Они в забвенье не уйдут

Хвалу и почести по праву

Потомки лучшим воздадут…»

Указ Президента Республики Ингушетия

За большие заслуги перед народом Республики Ингушетия и многолетнюю творческую и общественную деятельность наградить орденом «За заслуги»

Зязикова Багаудина Хусейновича–писателя и общественного деятеля, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ( посмертно).

Президент Республики Ингушетия М. Зязиков

г. Магас

29 июля 2002года №288ОВ

«Посвящение Багаудину Зязикову.»

«… Прославил он судьбу народа

И благородством осветил.

Во все несчастья и невзгод

Быть стойкими он ас просил.

Его душа переживала,

Когда народ его страдал,

И сердце горестно страдало,

Но он надежды не терял..

Он описал нам жизнь Героя,

Что 9 дней умещена

И доказал: не для покоя

Для подвига нам жизнь дана!...»

( выпускница лицея №1 г.Назрань Лидия Цечова)

Источники: И. Дахкильгов Б.Х.Зязиков « Избранное», Интернет ресурс

Автор: Ася Абдурзакова 

10:54
Решаем вместе
Есть предложения и замечания по поводу нашей работы? Напишите — решим!