ГКУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА имени ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ К.А. ЕВЛОЕВОЙ"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Версия для слабовидящих

Творческий портрет«Искусству без остатка посвятила Себя…» посвящается памяти композитора, музыканта и педагога, народной артистке Республике Ингушетия, заслуженной артистке Российской Федерации Раисе Ахметовне Евлоевой.

«… Самозабвенно Музе ты служила

И не прощала фальши ни кому

Всего превыше искренность ценила

И преданность народу своему…»

( нар. поэтесса РИ Раиса Дидигова)

Раиса Ахметовна Евлоева - заслуженная артистка Чечено-Ингушской АССР, заслуженная артистка СОАССР, народная артистка Республики Ингушетия, Заслуженная артистка Российской Федерации.С ее именем связана целая эпоха в развитии, сохранении и популяризации музыкального, вокального и хореографического искусства ингушского народа. Во всем ее необыкновенном творчестве одна тема: тема любви к национальному искусству, к музыке, песне и танцу. Ее яркий, своеобразный талант в сочетании с фанатической любовью к национальному искусству заслуживают того, чтобы о ней, о ее творческом наследии говорили сегодня, завтра и в будущем.

«…Музыка, музыка… Кто ее создал, Мир наш украсив земной?...»

Раиса Ахметовна является представителем самых крупных фамилий в Ингушетии - Евлоевых и Барахоевых. Родители познакомились в 1930году во Владикавказе. Отец Евлоев Ахмет Эльбердович окончил советскую партийную школу, работал на ответственных должностях в Ингушской автономной области, до депортации 1944г. работал в сфере образования. Мать Кейпа Томова была младшей сестрой десяти братьев. Отец матери был купцом, который души не чаял в своей любимой дочери Кейпе. Возвращаясь из Грузии отец привез в подарок своей любимице -«Каьхат пандыр» -гармонику и 5-летняя девочка проявила интерес к музыкальному инструменту. Несомненно духовный мир будущей известной гармонистки Кейпы Томовой формировался под впечатлением красоты необыкновенного края с ярко выраженной древней архитектурой, традициями и обычаями. Старинные мелодии и песни, образы нартских героев и былин всплывали перед ней, когда она с радостью брала в руки полюбившийся музыкальный инструмент. Со временем Кейпа стала узнаваема, ее виртуозное владение музыкальным инструментом, исполнение народных песен стало известно всей округе, ее стали приглашать на все значимые большие ингушские мероприятия. Однако несмотря на божественный дар природы – дарить своим искусством и талантом радость своему слушателю, родным и близким, Кейпа посвятила свою жизнь самому главному- воспитанию своих двух любимых дочерей. Депортация ингушского народа 1944 году и послевоенное время семье Ахмеда и Кейпы Евлоевых пришлось сталкиваться с большими трудностями, чтобы выжить. Из пяти дочерей и трех сыновей у Ахмета и Кейпы в живых остались только двое детей Раиса и Люба.Родилась Раиса Ахметовна в 1945году в сложное послевоенное время. Всю свою родительскую любовь, преодолевая невзгоды отец и мать посвятили детям, одной из которых была начертано продолжить и приумножить талант своей матери Кейпы. И началась не по годам их взрослая жизнь, девочки росли преодолевая трудности вместе с родителями, которые трудились не покладая рук. Иногда Раиса и Люба видели, как с утра до ночи работает мать, а в сумерках тихо наигрывает песни о Колой-Кенте- герое ингушского эпоса, о прощении кровника-сиротки, о депортации. Бывало ей подпевали другие женщины- матеря, вытирая слезы тоски и горя, вспоминая родные края, погибших в Казахстане и Средней Азии родных и близких, не вернувшихся с войны отцов и сыновей. Именно традиции, обычаи, музыка и народная песня помогали семьям выстоять духовно, придавали силы, веру и надежду на возвращение к родным очагам. Сколько же в народных ингушских песнях - душевного тепла, волнения, особого трепета и нежности, радости и ожидания, Веры, Надежды и любви!«Ингушский народ создал много разнообразных песен, отличающихся силой и выразительностью чувств, богатством образов. Это песни, исполняющиеся во время танцев, а также любовные и свадебные песни, славящие героев, высмеивающие трусов, песни-плачи по покойнику-мужу и др. » ( Народы мира этнографические очерки. Издательство Академия наук СССР г.Москва 1960г)

« … О песни ингушские!

В народе, хранимые

Ну, чем же Вы так хороши?

И в горе –вы с нами, и в радости

Вы с нами с рожденья и до самой старости

Звучите в глубинах души!...»

Желание научиться играть на музыкальном инструменте у Раисы проявилась рано с 4/5 лет, тому способствовали непременно хорошие природные данные: тонкий музыкальный слух и художественно-эмоциональное воображение. На первое время родители для Раисы приобрели гармонику из 9-ти клавиш, вскоре родители, увидев желание дочери заниматься серьезно музыкой, купили гармонь получше. Раиса была счастлива такому щедрому подарку родителей, которые всецело поддерживали природное дарование своей дочери, несмотря на многие житейские трудности, с которыми они ежедневно сталкивались.

Раиса Ахметовна была свидетелем многих исторических событий, с которыми пришлось ей соприкоснуться. В частности - тема депортации- занимает особую страницу в ее творческом наследии. Она до конца своих дней бережно хранила в своем сердце песни, которые исполнялись ее матерью, родными и близкими, сердца которых переполнялись трагедией и слезами в холодном феврале 1944 года. Эту песню исполняла мать Раисы Кейпа Томова:

« … Нас увозят в лютую Сибирь

Смотри же, мама, родившая нас,

Как хлещет дождь навзничь,

Как падают юноши насмерть…»

Раиса Ахметовна сама едва сдерживала слезы во время исполнения этой трагической песни, которую считала – главным заветом матери - сохранить и передать последующим поколениям, что напевала ее мать - Кейпа на долю которой выпала столько несчастий и трудностей. В мае 1957г. семья Ахмета и Кейпы Евлоевых вернулась из депортации на Родину, они поселились в Назрани Чечено-Ингушской АССР. На протяжении всей жизни Раиса Ахметовна с благодарностью вспоминала всех своих педагогов, которые прилагали все силы для того, чтобы творческие способности талантливой ученицы развивались и способствовали тому, чтобы она смогла учиться у профессиональных мастеров музыкального и вокального искусства. Один эпизод Раиса Ахметовна запомнила на всю свою жизнь, который оставил неизгладимый след в ее судьбе. Как-то раз, Раиса Ахметовна позволила себе без разрешения старших взять в руки чужой музыкальный инструмент, который принадлежал великому гармонисту Умару Димаеву, и стала наигрывать мелодию. Услышав игру Раисы Ахметовны, народный артист ЧИАССР Умар Димаев сказал: « От этой девочки, Вы получите большой беркат ( изобилие). Это очень талантливый и музыкальный ребенок. Раиса была счастлива получить «напутствие и завет» от самого Умара Димаева, авторитет которого в музыкальном искусстве был очень высоким. Этот завет и искренне уважение к творчеству великого музыканта Раиса Ахметовна пронесла через многие десятилетия своего творческого пути! После окончания средней школы, Раиса успешно пройдя творческий конкурс была принята в оркестр народных инструментов при Доме радио г.Грозного, руководителем которого был Адлан Шахбулатов- выдающийся чеченский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и ЧИАССР, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки, член Союза композиторов СССР, профессор Московского Государственного института искусств имени Гнесиных в последствии стал наставником и другом для юной исполнительницы. Творческое содружество Раисы Ахметовны с профессиональными исполнителями способствовало профессиональному росту юной исполнительницы, пополняло багаж знаний по теории музыкального и вокального искусства, каждый год открывал перед Раисой Ахметовной новые творческие перспективы.

«… Стихия музыки — могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней…»

1968 год. Раиса Ахметовна была приглашена на работу в Чечено-Ингушский ансамбль «Вайнах», в котором она проработала 20 лет. В последствии Раиса Ахметовна вспоминала: «Все, что было в ансамбле «Вайнах» было неповторимо и оригинально. Я многому научилась в этом коллективе. Выросла как музыкант и как хореограф». В народе говорят «Талантливый человек, талантлив во всем!»- это в полной мере можно отнести к Раисе Евлоевой- композитор широко направления, она с глубокой душой исполняла свои песни, это драматизированные песни-поэмы, в которых отразился сложный путь, пройденный ингушским народом, вера в силу любви, добра и справедливости! Раиса Ахметовна плодотворно сотрудничала с ингушскими поэтами-классиками М-С.Плиевым, Г.Гагиевым, А.Угурчиевым, С.Чахкиевым, М.Вышегуровым и мн.др. Она смогла философски соединить в единое целое авторский замысел и свою мелодию. Песни в ее исполнении звучат гимном любимому народу, они стали частью нашей многонациональной культуры. Ее целеустремленность, неугомонный характер, энергия, творческий потенциал, любовь к музыке, ингушской песни и танцу, желание постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, постигать новое и неизведанное способствовало тому, что она стояла у истоков создания ансамбля гармонисток «Сатта», творческий коллектив который представлял музыкальное искусство ингушского народа на многих Всероссийских конкурсах и музыкальных фестивалях.Танец в жизни ингушского народа всегда занимал особое место, выражая самые различные переживания человека, в танце душа народа во всех его проявлениях: жизнь народа, его радости и печали, любовь и ненависть, героизм и трудолюбие. 1994год. Период становления молодого субъекта Российской Федерации. По поручению Президента Ингушской Республики Руслана Султановича Аушева Раиса Ахметовна приступает к созданию Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия». Создавая, новый коллектив Раиса Ахметовна настаивала на том, чтобы ансамбль отличался своим неповторимым индивидуальным почерком. Она искренне болела за чистоту ингушского танца, так как народный танец способен активно воздействовать на личность - в эстетическом, духовно-нравственном воспитании молодых исполнителей. Работа по созданию ансамбля была трудная, необходимо было решить многие организационные и творческие вопросы: найти репетиционный зал, набрать творческий состав, концерт-мейстеров, подготовить программу, сшить сценические костюмы. В 1994году состоялась Презентация концертной программы ансамбля «Ингушетия» «Под солнцем единым», которая прошла с большим успехом и принята была зрителями восторженно. В том же году ансамбль «Ингушетия впервые выехал в Ирак, в 1996г. повторно выехал на Международный Вавилонский фестиваль в Ирак. Выступление ансамбля прошло с большим успехом, это были первые победы большого творческого пути ансамбля! В 1997году Раиса Евлоева с Абубакаром Шадыжевым создает Государственный фольклорный ансамбль песни и танца « Магас», идею создания поддержало Правительство и Министерство культуры Республики Ингушетия. Очень скоро творческий коллектив «Магас» заявил о себе, принимал участие во многих престижных Международных фестивалях и конкурсах, представлял искусство ингушского танца в Египте, Италии, Турции, Испании, Ираке, разных регионов России. Говоря об искусстве ингушского танца, мы непременно должны сказать о том, что Раиса Ахметовна прекрасно танцевала с гармошкой; она до тонкости соблюдала все «каноны» ингушского танца, «шла по кругу» легко непринужденно, гармошку несла как «пушинку». С ней танцевать решался только профессионал! Сила ее игры- в национальном колорите, определяется просто: «Она играет по-ингушски!»

« Ингушских танцев чистоту хранила,

От чуждых элементов оградив;

Их дух народный ты восстановила,

Движений самобытность возродив…» ( нар. поэтесса РИ Р.Дидигова)

За весомый вклад в развитие национальной и всей отечественной культуры и искусства Раиса Ахметовна была удостоена высокого почетного звания заслуженная артистка Российской Федерации. Раису Евлоеву можно назвать жемчужиной музыкального богатства ингушского народа. Она относится к плеяде самородков отечественной культуры, об этом свидетельствует ее многолетний творческий путь на сцене, всенародная любовь и признание.

«…Искусству без остатка посвятила

Себя….свои каноны создала;

Последователей своих взрастила,

Их другом и наставником была.

Ты прошлое связала с настоящим

И время и пространство покорив…

Культуру мастерством своим блестящим

И вдохновением обогатив!...»

- (нар.поэтесса РИ Раиса Дидигова)

Ссылки: Интернет ресурс, З.Дзарахова «Магия мелодии и танца» ( «Сердало» .2010г)

Автор Асет Магомедовна Абдурзакова

Республика Ингушетия

10:54
Решаем вместе
Есть предложения и замечания по поводу нашей работы? Напишите — решим!