Методические рекомендации по противодействию идеологии
терроризма и экстремизма подготовила
художественный руководитель ГКУ «Республиканский Дом
народного творчества и культурно-массовых мероприятий»
А. М. Абдурзакова
К существующим глобальным угрозам безопасности, таким как инфекционные болезни, проблемы экологии, распространение оружия массового поражения, транснациональная организованная преступность добавились такие социально негативные явления, как терроризм и экстремизм.
Акты терроризма уносят огромное количество невинных жизней, одномоментно внушают страх и ужас жителям целой страны или даже мира, на долгое время дестабилизируют привычную жизнь, подрывают авторитет государственной власти и правоохранительной системы, причиняют
непроходящую боль тысячам людей.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.
Терроризм и экстремизм – это большая, сложная проблема, для решения которой придется принимать серьезные меры на протяжении длительного периода, но в то же время порядок в этой сфере возможно навести лишь консолидированными усилиями, чтобы подобное не повторилось нигде и никогда.
Как никогда, сегодня необходимо:
– усилить воспитательную работу, нацеленную на развитие духовно-нравственных ценностей. В семье, в школе, в вузе должна создаваться атмосфера толерантности, уважения прав и свобод человека, стремление к согласию, к активному диалогу.
Некоторое время назад в наш лексикон вошли такие слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.
Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами).
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:
- политический
- национальный
- религиозный
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко — несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
К преступлениям экстремистской направленности относятся публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
- Øэто большое имущественное расслоение населения. Оно приводит к тому, что общество перестает функционировать, как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
- Øэто нарастание социальной напряженности;
- Øэто снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате духовно- нравственных ценностей;
- Øэто отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу Родины.
Социальную базу экстремистских групп составляют люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп.
Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.
От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны.
Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.
Всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление.
Угроза террористических актов может возникнуть практически везде.
Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем. Для террористов характерны: ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.
Грамотное и систематическое осуществление профилактических мер по противодействию терроризма способно значительно уменьшить количество жертв от террористов.
Задачи и направления деятельности культурно-досуговых учреждений Республики Ингушетия по противодействию терроризму
В условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов и возможности вовлечения учащихся молодежи в различные экстремистские террористические и запрещенные законом религиозные организации, руководителям культурно-досуговых учреждений необходимо считать приоритетными в своей работе следующие задачи:
- ØВоспитание у учащихся и молодежи чувства гражданственности и патриотизма, уважительного отношения друг к другу, бдительности, коллективизма;
- ØВ культурно-досуговом учреждении должна быть атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимного уважения между руководителями творческих коллективов и учащейся молодежи;
- ØНетерпимости к фактам недисциплинированности, другим негативным явлениям;
- ØФормирование грамотного поведения участников творческих коллективов и присутствующих зрителей, обеспечивающего собственную безопасность и безопасность окружающих.
Решение этих задач требует организации деятельности по следующим направлениям:
- 1.Расширение и углубление знаний руководителей и участников творческих коллективов по противодействию проявлениям терроризма и экстремизма, предупреждению террористических актов в Домах культуры.
- 2.Усиление взаимодействия учреждений культуры по предупреждению актов терроризма, экстремизма с органами внутренних дел, ГО и ЧС, противопожарной службой.
- 3.Активизация работы с органами местного самоуправления по недопущению вовлечения учащейся молодежи в экстремистские и террористические организации.
- 4.Противодействие проявлениям актов хулиганства, вымогательства, унижения и оскорбления.
Действия по антитеррористической безопасности:
- ØПостоянно проводить разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, усилению взаимодействия с правоохранительными органами;
- ØВход в здание Дома культуры посетителей осуществлять при наличии документов, удостоверяющих личность, с регистрацией в журнале учета посетителей, который должен находиться на посту охраны;
- ØНе допускать стоянки постороннего транспорта у здания Дома культуры и прилегающей территории. Входные ворота держать закрытыми; о всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать в правоохранительные органы;
- ØПри появлении у здания и нахождении длительное время посторонних лиц сообщить в правоохранительные органы.
Перечень мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму:
— Декада родного языка и литературы;
— День славянской письменности и культуры;
— Декада толерантности (Толерантность необходима в отношениях с различными народами, нациями и религиями. Толерантность – это терпимость к взглядам других людей, их верованиям, культуре, образу жизни. Толерантный человек одинаково хорошо относится к другим людям, не пытаясь их переубедить или переделать на свой лад. Он ценит и уважает свободу окружающих и их право быть другими);
— Проведение тематических недель «Отечество мое – Россия»;
— В рамках Дня народного единства — проведения Дня национальной культуры и искусства с участием представителей диаспор, проживающих на территории Республики Ингушетия;
— Акция «Терроризм и экстремизм – угроза миру!», Мир против нацизма», «Молодёжь «за» культуру мира, «против» терроризма, «Мы против терроризма»;
— Час солидарности «Терроризм – угроза общества» (Рассказать, почему терроризм является глобальной проблемой современности и как важно не поддаваться распространению идеологии терроризма и экстремизма в Интернете, информировать подростков о последствиях терроризма);
— Час информации: «История возникновения и развития терроризма»,
«Мир без войн и терактов – это реально», Слайд-беседа «Осторожно: терроризм!».
Учащихся следует знакомить с такими терминами и значениями слов как, «терроризм», «террор», «экстремизм».
— Урок-предостережение: «21/22 июня 2004 г. - Ингушетия», «Бесланская трагедия», «Молодёжь против террора»; «Учимся жить в многоликом мире», «Скажи экстремизму — НЕТ!», «Россия – многонациональное государство», «Давайте дружить народами», «Возьмемся за руки, друзья», «Нам надо лучше знать друг друга».
— Урок безопасности: «Внимание, террор!», «Если рядом террорист», «Как вести себя во время теракта».
Учащейся молодежи предложите ответить на вопросы тестового задания, составить памятки: «Если ты оказался в заложниках», «Если вы обнаружили подозрительный предмет» и др.
- Уроки памяти: «21/22 июня 2004 года — Ингушетия», «Россия против террора», «Скажем «НЕТ- экстремизму»;
- Диспут «Террористы: кто они — герои или убийцы?», «Жизнь дана на добрые дела», «Свои и чужие»;
- Круглый стол: «Толерантность и возрождение духовности»;
— Флешмоб: «Мы против террора», «Мы вместе»; — Информационный час «Экстремизм — путь в никуда»;
— Митинг-шествие, посвященный Дню памяти жертв терактов, Дню мира «Улица мира»; Международному Дню борьбы с терроризмом;
— Беседы и обзоры по выставкам литературы: «Чрезвычайные ситуации вокруг нас», «О борьбе с терроризмом», «Война против беззащитных»;
— Конкурс чтецов стихотворений о войне под девизом - «Нет нацизму!»; «В семье единой», «Терпимость и дружелюбие»;
— Конкурс рисунков на асфальте: «Пусть серое станет цветным», «Мир без террора!». «Пусть всегда будет солнце!»;
— Просмотры документальных фильмов: «Терроризм и экстремизм – угроза миру» — о трагедии в Беслане, о захвате зрителей мюзикла «Норд-Ост», о взрыве башен-близнецов в США, «Россия против террора»; «Скажем «НЕТ» экстремизму!».
2. Подготовить памятки «Правила поведения в случае угрозы террористического акта» и раздать присутствующим.
Помните – ваша цель остаться в живых.
Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву.
Сообщайте взрослым или в полицию.
Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.
Задача всего мирового общества — объединить общие усилия для борьбы с этой опасностью. Необходимо всем вместе, сообща воспитывать гражданско-патриотические чувства, толерантное отношение, терпимость и уважение к культуре, традициям и обычаям представителей других народов и национальностей.
Если все наше общество призвано бороться с терроризмом, то и свой весомый вклад могут внести и деятели культуры и искусства Ингушетии.
Важно помнить, что с терроризмом следует не только бороться, но и предупреждать, помочь учащейся молодежи вооружиться элементарными знаниями, чтобы спасти свою жизнь или жизнь других людей.
Дети, подростки и молодёжная среда требует к себе особого отношения и внимания. Для их достойного будущего, полноценного духовно-нравственного, гражданско-патриотического и интеллектуального развития должны учитываться все возможные варианты в борьбе с терроризмом.
Непременно, культурно-досуговые учреждения нашей республики должны принимать активное участие в мероприятиях по противодействию терроризма и экстремизма, в формировании национального сознания и гуманных чувств у подрастающего поколения; приобщать молодежь к изучению, сохранению и популяризации своих традиций и обычаев в основе которых заложены духовно-нравственные и этические ценности, к занятию самодеятельным художественным творчеством; заниматься благотворительной деятельностью.
При планировании культурно-просветительских мероприятий необходимо обратить внимание на организацию круглых столов, встреч с представителями правоохранительных органов диаспор и этносов, проживающих в данном районе, сельском поселении, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, правоохранительных органов, духовенства, педагогического сообщества, известных мастеров спорта, деятелей культуры и искусства. Одним из планируемых результатов культурно-просветительских мероприятий может быть принятая «Резолюция», включающая в себя решения молодежных организаций по антитеррористическому и антиэкстремистскому просвещению.