2020 – Год знаменательный и памятный для всего российского народа.
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина – 2020 год объявлен Годом Памяти и Славы.
Все мировое сообщество готовится отметить 75-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом.
Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память.…
Это – священная память о погибших защитниках Отечества на полях сражений.
Всё это – Победа!
Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь.
Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может заменить её – ни годы, ни события.
Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает всё более важное место в нашей жизни.
Это – наша история, наша боль, наша надежда…
Основной долг всех последующих поколений нашей страны — долг перед поколением победителей — сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне ныне здравствующим ветеранам войны и трудового фронта.
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней...»
А.Н. Толстой
Сегодня, воспитание гражданско-патриотических чувств является социальной потребностью и проблемой российского общества, решением которой призваны заниматься как государство, так и регионы.
Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать с ранних лет. В последние годы успешно реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».
Актуальные направления Государственной программы:
-формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга; воспитание активной гражданской позиции личности.
Мероприятия можно разделить на пять основных направлений:
1.гражданско- патриотическое воспитание;
2.духовно- нравственное воспитание;
3.историко- краеведческое воспитание;
4.военно- патриотическое воспитание;
5.Спортивно-патриотическое.
Цель методических рекомендаций:
— Предложить руководителям творческих коллективов культурно-досуговых учреждений РИ многообразие форм мероприятий к празднованию 75-летия Победы в ВОВ;
Рекомендуем руководителям творческих коллективов Домов культуры совместно с организаторами СОШ провести 9 общешкольных массовых мероприятий (9 мая), 75 добрых дел (юбилейная дата) ко Дню Победы. В их число могут войти концерты, литературно-музыкальные композиции, поэтические композиции, благотворительные акции помощи ветеранам ВОВ, уроки мужества, выставки: книжно-иллюстративные, по декоративно-прикладному и ИЗО искусству.
Особое внимание необходимо уделить информационно- воспитательной работе с использованием местного материала, патриотические часы, поэтические конкурсы и посещение военно- исторических памятников и т.д. Отправной точкой мероприятий, посвященных Дню Победы над фашизмом должны стать мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Героев Отечества, Дню неизвестного солдата.
Мероприятия и добрые дела ко Дню Победы предлагаем провести под общим лозунгом, например: «За Родину!», «Спасибо за Победу!», «Салют Победе!», «Пусть всегда будет МИР!»,
Предлагаем названия планируемых мероприятий:
1.«Ода солдатскому треугольнику»
2.«Песни военных лет»
3.«Он вчера не вернулся из боя»
4.«Бессмертен спасший отечество»
5.«У войны не женское лицо»
6.«Они защищали Родину»
7.«Я помню — значит я живу»
8.«Жди меня… И я вернусь…»
9.«Поклонимся великим тем годам»
10.«Солдатами, спасенная весна»
11.«Женское лицо Победы»
12.«Победа советского народа в Великой Отечественной войне»
«Наш вклад в Победу»
«Есть такая профессия — Родину защищать»
13.«Поэзия войны священной»
14.«Ради мира на земле»
15.«Отечества славные сыны»
16.«Два Георгия и победа в Великой Отечественной войне»
17.«Многое забудется, такое – никогда»
18.«Время выбрало их»
19. «В сердце ты у каждого, Победа!»
20.« Солдаты Победы!»
21.«Дорогами войны»
22.« Никто не забыт, ничто не забыто»
23.«Остался в сердце вечный след войны»
24.«Слава тебе, солдат!»
25.«Эта память всей земле нужна»
26.«Священная война»
27. «Это надо живым»
28.« Ваша Победа – наша жизнь»
29.«Мы будем чтить ваш подвиг вечно»
30.«Ты выстоял, мой край родной!»
31.«Неугасима память поколений»
32.« Бессмертен тот, кто Отечество спас»
33.«И помнит мир спасенный»
34.«Я из войны Отечественной родом…»
35.«Грядущего в жизни не будет, коль прошлого помнить невмочь»
36.«Лишь об Отчизне думали солдаты»
37.«Поклонитесь солдату, люди!»
38.«Нет, не ушла война в преданье…»
39.«Через все прошли и победили»
40.«Священна память о защитниках Родины»
41.« Вечная слава, вечная память!»
42.«Ратному подвигу жить в веках»
43.«Склоняя, голову перед подвигом солдат»
44.«Войны священные страницы навеки в памяти людской»
45.«Великая Победа, добытая единством!»
Формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения:
— Вечера-встречи с ветеранами ВОВ, войнами /афганцами «Герои живут рядом»
— Уроки мужества «Лишь об Отчизне думали солдаты» с участием учащихся СОШ, призывной молодежи и приглашением воинов/афганцев.
— Часы истории «Склоняя, голову перед подвигом солдат!»Воины-ингуши в ВОВ.
— Час истории «Военная кинохроника» (Сталинградская, Курская битва, Блокада Ленинграда, битва за Берлин, Восточно – Прусская битва…),
— Музыкальный конкурс «Угадай мелодию военных лет»
— Литературно- музыкальная композиция « Ингушская интеллигенция в годы ВОВ»
-Литературные чтения по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»,
Литературное творчество советских писателей в годы ВОВ. ( А.Твардовский, К.Симонов, К.Паустовский, О.Бергольц, Ю.Друнина)
-Урок памяти «Война глазами художников» с участием юных живописцев учащихся Детских школ искусств и кружковцев ИЗО КДУ
-Поэтическая эстафета «Далёкому мужеству верность, храня!»
— Конкурс рисунков «Я помню! Я горжусь!» «Война глазами детей» с участием кружковцев ИЗО.
— Вечер воспоминаний «Я расскажу вам о войне», основанный на семейных рассказах старшего поколения и близких родственников участников ВОВ.
Проведению этого мероприятия должна способствовать поисковая работа в семейных архивах- сбор информации, сведений, фотоматериалов о своих дедах, родственниках – участниках ВОВ…
Необходимо предоставить возможность самим ребятам рассказать о военных судьбах родных, показать слайд — презентацию, продемонстрировать письма и награды фронтовиков, прочитать стихи военных лет.
Акции: «Солдатские письма» (сбор треугольных писем), «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Стена памяти», музыкальный флешмоб «День Победы»
«Уроки замечательных людей»:
Такие мероприятия можно проводить, используя художественное наследие, биографию великих полководцев Победы (Г.Жуков, К. Рокоссовский, И.Конев, А.Говоров, Р.Малиновский, Ф.Толбухин.)
Музыкально-поэтический час « Песни военных лет»:
Мероприятие проводится в целях:
популяризации и сохранения поэтического, музыкального и вокального искусства военных лет, приобщения подрастающего поколения к поэтическому, музыкальному и песенному наследию. Эта форма дает ознакомиться с конкретными произведениями искусства военных лет.
Вариант:рассказать историю созданияпесни + видеоверсия- песни в исполнении именитых исполнителей прошлых лет или песни военных лет в исполнении современных исполнителей.
а) прослушивание музыкальных произведений военных лет:
«Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова)
«Жди меня» ( К.Симонов, муз.М, Блантера)
« Соловьи» сл.А.Фатьянов, муз.В.Соловьева-Седого))
«В землянке» сл.А.Сурков, муз.К.Листова)
«Катюша» сл.М.Исаковский, муз.М.Блантера)
«Смуглянка» сл..Шведов, муз. А.Новикова)
«Вечер на рейде» сл. А.Чуркина, муз. Соловьева-Седого)
«Темная ночь» сл.В. Агатов, муз. Н.Богословского
«Случайный вальс» сл. Е.Долматовского, муз.М.Фрадкина…)
б) инсценировка стихотворений фронтовиков или песен военных лет
Рекомендации по проведению урока мужества
«Урок мужества» проводится накануне или в дни важных военно-исторических дат — Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России и др.
Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи, формирование их личностных качеств, способных встать на защиту Отечества.
Задачи проведения урока мужества:
1.воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости
за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;
2. формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов, защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;
3.Формирование глубокого осознания учащимися гражданского и воинского
долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
4. сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;
5. популяризация интеллектуального, духовно-нравственного и физического
развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил.
Подготовительный этап
— Для успешного проведения урока мужества прежде всего необходимо собрать информации о событии или герое, которым посвящено данное мероприятие. Вместе с тем, подготовить выставку по теме урока мужества.
— разместить анонс о проведении урока мужества в общедоступном месте.
— предложить кружковцам ДПИ и ИЗО изготовить (рисунок, графика, чеканка, мозаик лепка, резьба по дереву) и компьютерные проекты (презентация, сайт).
— подготовить видеоролик, презентацию по данной тематике.
— пригласить в/афганцев, ветеранов ВОВ,
Методика проведения
- 1.Урок мужества целесообразно начинать с прослушивания государственных Гимнов
Российской Федерации и Республики Ингушетия.
- 2.Ведущий в кратком вступлении излагает краткую историческую справку о той дате или героях, которым посвящен урок.
В своем приветствии ведущий напоминает гостям, учащимся и молодежи о том, что теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели и поэты нашего Отечества (привести примеры и несколько высказываний).
3. После приветствия ведущего, слово необходимо представить приглашенным официальным лицам (представители государственных организаций, общественных и молодежных объединений) предложить им рассказать о примерах проявления мужества и героизма.
4. Организация просмотра кинофильмов (видеофильмов) по теме проводимого урока.
5. Ведущий завершает «Урок мужества»словами:
« …Признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям…»
Завершить «Урок мужества» — исполнением государственных Гимнов РФ и РИ.
Урок мужества только тогда достигнет своей цели, если в ходе его проведения каждый присутствующий в числе которых учащаяся молодежь, почувствуют себя наследниками и продолжателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа.
В заключение ведущий благодарит всех участников урока, особенно должен отметить приглашенных и по возможности вручить им памятные подарки, посвященные проводимому мероприятию.
Всероссийская акция «Бессмертный полк»
Впервые акция «Бессмертный полк» состоялась 9 мая 2012 года в Томске, а сегодня акция охватывает уже более 500 городов в 7 странах мира.
9 мая 2019 года в рядах Бессмертного полка вышли почтить память своих предков почти полмиллиона человек.
Идея мероприятия: «Бессмертный полк» – общественная акция-шествие в колонне с портретами родственников-фронтовиков.
Эта гражданская инициатива призвана сохранить в каждой семье, в каждом доме память о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о каждом, кто не жалея жизни, боролся за освобождение Родины.
Дата проведения: 9 мая 2020 года.
Место проведения: все субъекты Российской Федерации.
Методика проведения: участие в «Бессмертном полку» подразумевает, что каждый желающий в День Победы может выйти с фотографией своего родственника-участника Великой Отечественной войны, чтобы принять участие в Параде памяти, или может принести фотографию своего родственника-ветерана (партизана, подпольщика, труженика тыла, узника концлагеря) к воинскому мемориалу, Вечному огню, или иному памятному месту.
Всероссийская акция реконструкторов «Солдатская каша»
Идея мероприятия: в День Победы в местах проведения дневных массовых мероприятий организуется реконструкция полевой кухни времён Великой Отечественной войны:
— гостей праздника рекомендуется угостить легендарной солдатской кашей, приготовленной по лучшим рецептам армейских поваров.
Дата проведения: 9 мая 2020 года
Технология проведения: заранее определяется и согласовывается место проведения мероприятия.
Кульминацией акции должна стать реконструкция полевой кухни времен Великой Отечественной войны.
Организаторы акции могут предложить зрителям концертную программу с участием самодеятельных творческих коллективов, принять участие в конкурсе военных песен и стихов.
Проведение акции «Солдатская каша» можно сочетать с другими праздничными общественно-патриотическими акциями, например, с акцией «Георгиевская ленточка».
Всероссийская акция «Стена памяти»
Идея мероприятия: Акция предполагает оформление коридора или фойе Дома культуры фотографиями фронтовиков, уроженцев того или иного населенного пункта.
Методика проведения: всем участникам акции предлагается поделиться воспоминаниями о военно-исторических событиях, представив копии фотографий, наградных листов, фронтовых писем, других памятных семейных документов для их размещения на специально оборудованных стендах.
Организаторам мероприятия подготовить видеосюжет — кадры кинохроники ВОВ, песни военных лет.
Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»
Впервые акция была проведена в 2005 году по инициативе журналистов РИА «Новости» при поддержке Правительства Москвы и общественной организации «Студенческая община», и за 10 лет существования успела стать современным непреложным атрибутом празднования Дня Победы.
Идея мероприятия: в дни проведения акции миллионы людей по доброй воле прикрепляют Георгиевскую ленточку – условный символ военной славы к одежде, публично демонстрируя свое уважение к воинам, сражавшимся за Отечество, всенародную гордость за Великую Победу.
Дата страта проведения: 22 апреля 2020 года.
Методика проведения: на подготовительном этапе акции необходимо сформировать команды– распространителей Георгиевских ленточек. Также своевременно изготовить необходимое количество Георгиевских ленточек и организовать раздачу и распространение.
22 апреля 2020 года – в единый день старта Всероссийской акции, предлагается организовать и провести первые массовые раздачи Георгиевских лент всем желающим.
Вместе с тем, руководителям культурно-досуговых учреждений РИнеобходимо подготовить праздничную концертную программу, посвященную Дню Победы.
Вариант:Акцию «Георгиевская ленточка» руководителям культурно-досуговых учреждений РИ провести совместно с представителями Администрации регионов и городов, молодежными и общественными организациями.
Патриотический флешмоб «Декламируй во имя мира!»
5/6 мая 2020 года провести патриотический флешмоб «Декламируй во имя мира!».
«Флешмо́б(от англ. flashmob – flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа».
Идея проекта – объединить учащуюся молодежь, декламируют поэзию военных лет.
Цель данного флешмоба – гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения, путем популяризации литературы о Великой Отечественной войне.
(К. Симонов, Ю. Друнина, А. Твардовский и др.)
Организаторы:
— приобретают (по возможности) шары трех цветов (красный, белой, синий);
— готовят аппаратуру и подбирают музыку или песни на военную тему.
Флешмоб можно провести у входа в школу, у памятника, на площади перед ДК.
— Начало: До начала мероприятия звучит фонограмма военных песен.
Всем присутствующим, организаторы мероприятия раздают текс со стихотворениями о войне (чем большее число задействованных, тем интереснее мероприятие.)
После прочтения стихов- в небо выпускаются воздушные шары красного, синего и белого цветов (кто, когда выпускает шары, решает ответственное лицо мероприятия.).
В заключение акции все участники одновременно поднимают вверх руки и громко произносят — «Декламируй во имя мира!».
Время проведения флешмоба: 15 — 20 минут.
Всероссийский флэшмоб «День Победы»
Впервые флэшмоб прошёл в Ростове-на-Дону в 2014 году. 9584 человека приняли участие в массовом исполнении песни «День Победы».
Ровно в полдень студенты Донского государственного технического университета собрались на площади Гагарина перед главным корпусом ВУЗа и исполнили знаменитую песню, которая была написана в 1975 году композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым к 30-летию Победы.
Идея мероприятия: флэшмоб «День Победы» – общественная акция.
В ДК, в заранее обозначенное время, собираются учащаяся молодежь, жители населенного пункта, для того, чтобы хором спеть гимн Победы – песню Давида Тухманова и Владимира Харитонова «День Победы».
В мероприятии принимают участие все желающие вне зависимости от того, какими вокальными данными они владеют.
Дата проведения: 9 мая 2020 года.
Методика проведения: участие во флэшмобе «День Победы» подразумевает, что каждый желающий может принять участие в массовом исполнении песни «День Победы»
Во время проведения мероприятия, на сцене находится ведущий, солист, за ними находятся солисты/вокалисты,(детский хор), приглашённые гости мероприятия.
Каждый участник флэшмоба получает маленький бумажный флажок России, на обратной стороне которого напечатан тест песни «День Победы».
1.Ведущий объясняет всем правила и призывает исполнить песню пробный раз.
Важное условие: в припеве все присутствующие машут флажками.
После пробного исполнения, снова включается фонограмма, поёт солист, вместе с ним поют все присутствующие.
Рекомендации подготовленыхудожественным руководителем
ГКУ «РДНТ» А.М. Абдурзаковой