ГКУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА имени ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ К.А. ЕВЛОЕВОЙ"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Версия для слабовидящих

В Ингушетии открылась выставка национальных войлочных ковров «Наьсаре»

В Ингушетии открылась выставка национальных войлочных ковров «Наьсаре»

В Ингушском государственном музее краеведения имени Т.Х. Мальсагова состоялось торжественное открытие уникальной выставки традиционных ингушских войлочных ковров «Наьсаре». Экспозиция была подготовлена руководителем мастерской «Истинг» Республиканского Дома народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К.А. Евлоевой, доктором исторических наук, известным исследователем ингушской культуры Зейнеп Дзараховой. Крупное культурное событие, которое привлекло к себе внимание широкой общественности, было приурочено к 100-летию государственности ингушского народа и к 120-летию со дня рождения одного из первых ингушских профессиональных художников Гази-Магомеда Даурбекова.

«На выставке в краеведческом музее были представлены удивительные образцы коврового искусства, отражающие богатую историю и традиции ингушского народа. Уникальность этих ковров заключается в том, что они были изготовлены нашей коллегой Зейнеп Дзараховой в соответствии с мотивами произведений старинных мастериц, проживавших в разных населенных пунктах современного Назрановского района Ингушетии. Воссоздать эти ковры стало возможным, благодаря замечательному ингушскому художнику Гази-Магомеду Даурбекову, который, будучи уроженцем Назрановского района, сумел запечатлеть в своих работах шедевры, созданные его современницами», – рассказала заместитель директора Республиканского Дома народного творчества Ингушетии, заслуженный работник культуры республики Марем Котиева.

Талантливые ингушские женщины-мастерицы действительно создавали подлинные шедевры, становившиеся настоящим украшением домов ингушей. Сегодня их произведения, являющиеся отражением культуры и быта народа, стали основой для создания современных, но не менее прекрасных и, что очень важно, — аутентичных войлочных орнаментированных ковров-истингов.

Надо отдать должное в этом настойчивости, упорству и таланту Зейнеп Дзараховой, для которой возрождение национального войлочного ковроделия стало одной из главных жизненных целей. Более того, в итоге кропотливой работы, проведенной ею вместе с заместителем директора РДНТ Ингушетии Марем Котиевой, технология изготовления истингов была включена в Антологию народной культуры, достойно представляющую сегодня 100 шедевров нематериального наследия народов России.

Выставка ковров, открывшаяся в краеведческом музее Ингушетии, стала мостом между прошлым и настоящим, объединив и показав в одном пространстве разные этапы развития искусства ингушских мастериц и ярко отразив в себе уникальную культуру ингушского народа, его извечную любовь к красоте и гармонии.

Истинги являются одним из самых ярких и самобытных элементов ингушского культурного наследия. Эти ковры — не просто предметы быта, но и символы, отражающие историю, традиции и обычаи народа Ингушетии. Они передают новым поколениям мудрость и опыт предков, хранят в себе память о седой старине.

Одним из главных разделов выставки «Наьсаре» стало творчество Гази-Магомеда Даурбекова, первого ингушского художника-профессионала. Это и понятно, ведь именно его работы стали главным источником вдохновения для создания этой коллекции истингов, являющей собой, по сути, своеобразную историко-культурную карту Назрановского района. Но Гази-Магомед Даурбеков блестяще передал в своих работах не только значимость искусства в жизни народа, но и дух того времени, в котором он жил и творил, всю красоту окружающего мира. В его творчестве нашли также отражение многие исторические события той поры.

Открывая выставку, Зейнеп Дзарахова подробно рассказала о жизненном и творческом пути художника, его необычайном таланте. Участники мероприятия узнали о времени его учебы в Ленинградском институте пролетарского изобразительного искусства, куда он попал с легкой руки Заурбека Мальсагова, возглавлявшего Ингушский областной отдел народного образования, о знаменитых наставниках будущего прославленного художника.

В этом повествовании нашел отражение также период работы Гази-Магомеда Даурбекова в Ингушском краеведческом музее. Собравшиеся с интересом узнали, что в 1931 году на олимпиаде искусств народов Северного Кавказа он проявил не только свой талант художника, но и продемонстрировал незаурядные музыкальные способности, великолепно аккомпанируя себе на дахчан-пандаре в исполнении песни «Мохк бахьан латар» («Во имя Родины»).

Гази-Магомед был личностью неординарной. Увлеченно занимаясь творчеством, он немало дней провел в экспедициях по горной Ингушетии, в которые отправлялись выдающиеся ученые того времени. Каждый шаг по родной земле дарил ему новые открытия, которые он перекладывал на бумагу и холст. Одновременно с этим художник увековечивал для будущих поколений важные исторические события.

«Главным направлением творчества Г.-М. Даурбекова является историческая и национально-освободительная тематика, — говорит Зейнеп Дзарахова. — Художник с глубоким знанием истории своего края создает полотна, отражающие сражения, которые оставили героический и трагический отпечаток в судьбе народа. В его работах можно увидеть Насыр-Кортское, Долаковское, Кескемское и другие сражения. Он также создает картину «Похороны комиссара Бутырина», которая получает высокую оценку от профессиональных критиков.

В работах Гази-Магомеда Даурбекова мы видим движение и жизнь. Каждое мгновенье на его полотнах становится запечатленным образом эпохи. Творчество художника открывает перед нами образ передового человека — героя, утверждающего революционные идеи и строящего светлое будущее. Такие образы предстают перед нами в картине «С. Орджоникидзе даёт задание А. Шерипову».

Работы Даурбекова, такие, как «Главный окоп у Долаковского кладбища», «Парад победы в Грозном в апреле 1920 года», «Выступление Г. Ахриева в горном селе», «А. Шерипов в стодневных боях», «Кескемский бой» и многие другие, напоминают о героических моментах истории, укрепляют чувство интернациональной солидарности и объединяют людей разных национальностей».

Художник передает дух времени, настроение эпохи, её героику и драматизм. Его картины — это не просто произведения искусства, это своеобразные памятники истории, которые сохраняют для будущих поколений образы и события прошлого.

Творчество Даурбекова – это не только отражение его любви к искусству, но и дань уважения истории и культуре своего народа. Он создал галерею портретов людей, сыгравших значительную роль в истории Ингушетии, мастерски передавав черты их лиц, их характеры и атмосферу времени, в котором они жили. Такие его работы отличаются точностью и глубоким проникновением в характер каждого героя.

Как рассказала Зейнеп Дзарахова, художником были созданы уникальные иллюстрации к знаменитой повести Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат», включающие в себя 50 графических рисунков. Эти работы представляют собой не только культурное, но и историческое значение, являясь свидетельством таланта и мастерства художника, который сумел передать атмосферу эпохи и образы героев произведения великого писателя. Гази-Магомед Даурбеков сотрудничал с газетой «Сердало», создавал иллюстрации к школьным учебникам Ингушетии, которые были изданы до 1944 года, а 1954 году оформил роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Копии работ Гази-Магомеда Даурбекова в настоящее время можно увидеть в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи. Будучи талантливым портретистом своего времени, он сумел отразить в своих работах всю глубину характеров и красоту души известных жителей Дагестана, их неповторимую индивидуальность. В каждом портрете чувствуется искреннее уважение художника к своему герою.

Зейнеп Дзарахова представила на выставке более 120 копий рисунков и картин Гази-Магомеда Даурбекова, которые относятся к разным периодам и направлениям его творчества. Такое обилие нового материала, доселе не известного широкой публике, произвело неизгладимое впечатление на профессионалов. К примеру, народный художник Ингушетии Багаудин Сагов, участвовавший в мероприятии, назвал эту выставку настоящим открытием и выразил Зейнеп Дзараховой глубокую признательность за столь масштабную исследовательскую и поисковую работу, проведенную ею.

Общественный деятель Ахмет Мальсагов, делясь впечатлениями об увиденном, отметил, что в современном мире, где культурное многообразие является важным аспектом развития общества, сохранение культурного наследия и его передача будущим поколениям становится одной из важнейших задач. В этом контексте, огромную значимость приобретает работа, направленная на сохранение и возрождение традиций ингушского народа.

Одним из ярких примеров такой работы является возрождение искусства войлочного ковроделия. Этот вид народного творчества, некогда широко распространенный среди ингушских женщин, едва не оказался на грани исчезновения. Благодаря предпринятым в Ингушетии усилиям удалось не только сохранить образцы этого искусства, но и обучить ему новые поколения мастериц.

Еще одним важным аспектом этой работы, подчеркнул Ахмет Мальсагов, является возвращение из забвения имен первых профессиональных художников Ингушетии. Их творчество, которое долгие годы оставалось неизвестным широкой публике, сегодня становится объектом изучения и гордости.

Выставка познакомила собравшихся с фотографиями Гази-Магомеда Даурбекова, на которых он запечатлен в разные периоды своей жизни. Мы увидели его за работой, в кругу домочадцев, друзей и известных современников. Этот уникальный фотоматериал представляет собой особый интерес. Его же творческое наследие было представлено в нескольких условных разделах, центральным из которых стал раздел «Ковровые композиции». Другие разделы можно обозначить названиями «Революция и Гражданская война», «Культура, традиции и народные знания», «Книжная графика и иллюстрации», «Дагестан», «Иллюстрации из газеты «Сердало», «Портреты». Нужно сказать, что неоценимую помощь в подготовке выставки и в подаче представленного на ней материала оказала директор Детской художественной школы города Назрани Лидифа Мержоева.

В открытии выставки принимали участие известные деятели культуры Ингушетии, школьники и студенты, представители общественности и, конечно, родные и близкие выдающегося художника, в числе которых были его дочь Макка и внук Башир. Дочери художника Зейнеп Дзарахова подарила истинг, созданный её руками. Такой же замечательный подарок получил и краеведческий музей, в стенах которого проходит выставка.

«Я испытываю огромную признательность к Зейнеп Дзараховой, к Дому народного творчества Ингушетии и к краеведческому музею им. Т.Х. Мальсагова за возможность присутствовать сегодня на таком грандиозном событии, связанном с именем моего деда, — сказал Башир Даурбеков. — Сохранение и возрождение культурного наследия ингушского народа это не только дань уважения к национальной истории и традициям, но и важный шаг на пути развития нашего общества.

Вся эта работа будет иметь долгосрочный эффект, способствуя формированию культурного самосознания и укреплению национальной идентичности ингушей».

С восторгом отозвалась об увиденном и услышанном москвичка Наталья Терентьева, которую с Ингушетией связывает её профессиональная деятельность. «Не может не подкупать то, как бережно вы относитесь к сохранению своего этнокультурного наследия. Мне хочется узнавать все больше и больше о вашей национальной культуре и искусстве, традициях и обычаях, которые наполнены вековой мудростью и непередаваемым совершенством», — отметила она.

Выставка традиционных ингушских войлочных ковров «Наьсаре» продолжит свою работу в стенах Ингушского музея краеведения до 15 апреля. У жителей и гостей нашей республики есть хорошая возможность прикоснуться к культуре Ингушетии, окунувшись в мир древнего искусства, многовековых традиций и богатой истории, почувствовать связь времен и понять, что в сохранении национального культурного наследия — залог нашего будущего, нашего благополучия и процветания.

17:36
Решаем вместе
Есть предложения и замечания по поводу нашей работы? Напишите — решим!