ГКУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА имени ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ К.А. ЕВЛОЕВОЙ"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Версия для слабовидящих

Мастерская «Истинг»- история народа в орнаментах

Мастерская «Истинг»- история народа в орнаментах

Войлочное орнаментированное ковроделие — как функциональное ремесло зародилось у разных народов и племен с тех пор, как человек стал приспосабливаться к условиям жизни,  продиктованным самой природой.

С каждым разом это ремесло совершенствовалось, дорабатывалось, а изделия обретали цвета и формы,  созвучные художественному вкусу и воображению мастера.

На Кавказе, в частности,  в Ингушетии искусство ковроделия имеет свою историю, уходящую в глубину веков, и об этом в своих статьях не раз писала этнограф Зейнеп Дзарахова и ее предшественники из научной среды.

В настоящее время З.Дзарахова является основателем творческой мастерской «Истинг» при Республиканском Доме народного творчества. Данная мастерская функционирует уже третий год и за это время здесь обучились этому ремеслу десятки мастериц, которые в свою очередь продолжают развивать это дело в разных уголках республики.
Зейнеп Магомет-Тагировна одна из первых,  кому удалось грамотно структурировать и охарактеризовать техники изготовления войлочных ковров, материалы, цветовые решения, орнаменты и методы стачивания деталей. Еженедельно на базе РДНТ в Мастерской «Истинг» собираются ученицы Дзараховой для работы над новым проектом и получения консультаций по работе с войлоком.

Выкройка ковра одновременно производится на войлочных полотнах четырех цветов. В результате должно получиться четыре ковра одновременно. На этом занятии удалось лишь завершить выкройку внутренней части ковра, которую делали, используя «лекало-четвертушку» от общей композиции. Здесь знание геометрии, сосредоточенность, аккуратность в исполнении работы были налицо.

В этом процессе многое зависит от наставника. По словам учениц, умение работать в сотворчестве, педагогический такт, абсолютное владение аудиторией и ремеслом, отличительные особенности З. Дзараховой.

«Каждое занятие в нашей мастерской имеет свое название и оно соответствует заданной теме будущего ковра. Например, сегодняшнее занятие у нас называется «Насыр-Корт», потому что мы обсуждаем изготовление ковра именно с этим названием.Ковроделие уже стало искусством и это скорее творческий процесс, чем тяжелый труд, как это было в древности. Находясь в сотворчестве со своими ученицами, я черпаю силы и вдохновение для дальнейшей работы, для популяризации этого ремесла.

В процессе работы над новой композицией уже по наитию среди мастериц определяются те, кто будет стачивать детали, те, кто будет вырезать орнаменты,  и кто будет валять и скатывать шерсть и прочее»- отметила в интервью с нами Зейнеп Дзарахова.

Будучи даже на карантине, мастерская не прекращала свою работу. Мастер и ученицы работали в режиме — онлайн и это помогло им не утратить наработанные навыки и знания. В процессе формирования и развития мастерской так получилось, что женщины старшего поколения занимаются подготовительной работой, то есть чистят шерсть, готовят к валянию. К счастью, в республике уже появились чесальные машины, благодаря чему удается сэкономить время ручного труда. Валяние шерсти- трудоемкая работа и поэтому женщинам помогают и юноши, в чьих руках больше сил. Девушки- будущие мастерицы на первом этапе непременно проходят уроки подготовки и валяния шерсти, после чего переходят в Мастерскую.

Нужно отметить, что рисунок «Насыр-корт» девушки выбрали из старинного альбома «Г1алг1ай г1арчож», зарисовки которых сделаны в 20-х гг. прошлого столетия, их можно посмотреть на страницах в социальных сетях известной мастерицы Райшат Ахильговой.

Интересно наблюдать за общением в коллективе в процессе работы. Здесь поднимаются самые разные темы: этнография, культура, традиции и конечно же не обходится без народного юмора, который рождается в процессе рукоделия.

Как мы выше отмечали,  формирование занятий под названиями будущих ковров стало в мастерской уже практикой. Следующая композиция ковра уже определена, а значит, начатое дело будет жить.

«Достаточно работы над одним ковром, чтобы познакомиться с ковровым ремеслом, но чтобы это искусство стало отточенным и профессиональным, нужно, конечно, заниматься этим делом регулярно», — считает этнограф.

Конечно, желающие продолжить обучение, остаются в группе и вместе со всеми готовятся к выставке ковров, которая запланирована на конец сентября и начало октября текущего года, которая пройдет в рамках празднования 250-летия единения Ингушетии и России.

Сегодня работа с шерстью становится все более популярной. И начало этому было задано мастером Райшат Ахильговой и этнографом Зейнеп Дзараховой, которые тщательно следят за тем, чтобы не было отступлений от ингушской традиционных технологий валяния и создания ингушских ковров

Мастерская «Истинг»- история народа в орнаментах 0Мастерская «Истинг»- история народа в орнаментах 1Мастерская «Истинг»- история народа в орнаментах 2Мастерская «Истинг»- история народа в орнаментах 3
09:59
Решаем вместе
Есть предложения и замечания по поводу нашей работы? Напишите — решим!