ГКУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ.

«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ

«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ

 «Истинг» — древнее искусство войлочного ковроделия у ингушей

Известно, что «Великий Шелковый путь» пролегал через территории современных кавказских республик и этот факт привнес в культуру, в традиции, в быт многих коренных народов не только новые предметы быта, новые стили в одежде, но и новые ремесла и техники их исполнения, точно так же, как путешественники и торговцы и от нас брали самобытные, свойственные только кавказским народам, ремесла. Сегодня, путешествуя по странам Азии и Африки, да и в Европе мы встречаем архитектурные памятники древности в точь-точь повторяющие силуэты ингушских башен. Чем это объяснить, если не активными миграционными процессами, происходившими с древнейших времен? Это и есть взаимопроникновение культур и цивилизаций, благодаря которому народы, жившие далеко друг от друга, обогащали, дополняли и совершенствовали свои ремесла, знания и представления об окружающем мире.

Одним из самых распространенных ремесел среди всех народов не только Кавказа и Руси, но и Азии, Востока, Европы и даже Африки является – ковроделие. В настоящее время много споров и дискуссий в научных и исследовательских сообществах о том, кому принадлежит первенство в этом ремесле, но все споры, на наш взгляд, теряют всякий смысл, когда из года в год в различных частях света археологи находят все новые и новые артефакты, датируемые более ранними веками, чем предыдущая находка.

Есть немало свидетельств того, что кавказские ковры появились значительно раньше азиатских, но это всего лишь предположения некоторых ученных, да и не важно, кто первым научился выделывать овечьи шкуры и шерсть, а потом из нее искусно вить нитки и ткать ковры… Главное, что у каждого народа были и есть свои секреты ковроткачества, покраски и техники нанесения орнамента. Это ремесло (ковроделие) среди народов Северного Кавказа было очень распространено, в частности, у ингушей.

В первую очередь, это связано с климатическими особенностями региона, а также с религиозными и ритуальными обрядами, некоторые из которых дошли и до наших дней. К примеру, укладывание новорожденного малыша в люльку с шерстяным матрасом считалось у ингушей очень важным церемониалом, и доверялось эта миссия самой почетной женщине рода, Зачастую предпочтение отдавалось той, у которой много детей, особенно мужского пола. Важным и обязательным условием было, чтобы матрас и подушка были набиты коричневой или черной очищенной шерстью, ведь известно, что натуральная овечья шерсть обладает согревающими и целебными свойствами, а в условиях постоянных температурных перепадов шерсть была незаменимым источником тепла. Также у предков ингушей было поверье, что клочок овечьей шерсти под подушкой любого человека, защитит его от нечистой силы. 

До наших дней дошел еще один уникальный ингушский свадебный обряд- «Нув-ферт тассар», то есть прежде чем невеста переступит порог дома жениха, ей под ноги клали войлочный коврик и веник, которые она аккуратно должна была свернуть и отложить в сторону. По одной из версии считалось, что прикосновение невесты к овечьей шерсти(именно из шерсти были коврики) непременно придаст ей силы и прибавит благополучие в семейной жизни, ведь овечьи стада всегда славились своим приростом, а значит и у молодоженов будет большой и длинный род. 

Что касается климатических особенностей региона, то всем известно, что в горных районах даже летом всегда дуют пронизывающие ветры, а зимой мороз пробирался через щели каменных жилищ и приходилось стены утеплять шерстяными коврами, которые изготавливались почти в каждой семье и в каждом горном ауле. Ковры женщины ткали разнообразные в зависимости от предназначения, соответственно от целей зависела и цветовая гамма, используемая в работе. К примеру, для утепления жилищ ковры ткали из неокрашенной шерсти, а некоторые попросту использовали для этих целей выделанные цельные шкуры. Для ковров, предназначенных детям использовались яркие цвета, от светло-желтого до оранжевого. Также орнаментальный рисунок и цвет ковра зависели от местности. Если в горных аулах придерживались приглушенных тонов (серые, коричневые, черные, терракотовые), то на равнинной части цвета и рисунки были намного ярче и красочнее, при этом по схеме орнамента и цветовому решению легко угадывалась территориальная принадлежность мастерицы, изготовившей тот или иной ковер.

Основным видом войлочного ковроделия у ингушей является ковроделие с врезным орнаментам. К войлочному ковроделию с вкатанным орнаментом ингушские мастерицы редко обращались. Сегодня это общеизвестная технология. Оно не было популярно среди ингушских мастериц. К тому же изящные орнаментальные композиции теряли свои контуры и четкие очертания при вкатанном войлочном ковроделии, и потому редко какая мастерица желала этого.

Было развито у ингушей ворсовое ткацкое ковроделие. Ткацкие станки создавались из подручных материалов. Петельчатая техника изготовления ковров, или как принято называть «ковровая вышивка», появилась значительно позже, в конце X1X века. Все виды ковроделия были связаны с овечьей шерстью, особенно славились узорные войлочные ковры – «хетта ферташ».

Как отметила в своей статье доктор исторических наук, этнограф Зейнеп Дзарахова «из войлока делали утилитарные вещи, необходимые в быту. Особое место занимали «Хетта ферташ» или же «Истингаш» (буквально: сшитые куски войлока), орнаментированные ковры.

Изначально словом «Истинг» называли только одноцветный войлочный ковёр, рамку которого могли вышить шерстяными нитками другого цвета. Чуть позже, к концу XVIII- началу XIX веков «Истингаш» являли собой некий атрибут эстетики убранства жилища, в котором они висели и даже показателем умелых рук женщин этого дома.

Далее З. Дзарахова поделилась своими наблюдениями: «Интересный факт! В последние годы, ингуши, совершено разных профессий и призваний, живущие не только в Ингушетии, но и в странах СНГ и Европы удивительным образом обратились к этому искусству. Более того, многие желаю, приобрести «Истинги» для украшения интерьера своего дома. Это не может не радовать тех, кто, совершенствуя продолжает ремесло предков», считает она.

Изготовление войлока (ферт).

У ингушей было развито овцеводство, поэтому шерсти было много. Наличие в хозяйстве овец считалось делом благородным. Количество поголовья было своеобразным мерилом благосостояния семьи. Некоторые зажиточные семьи за определенную плату привлекали для работы по хозяйству сторонних людей, так как не успевали в сезон стрижки овец обрабатывать, расчесывать, и сортировать шерсть. Для коллективной работы собиралась группа женщина и вместе валяла войлок. Старшая из мастериц обычно руководила процессом. Для валяния заготавливали самую лучшую шерсть, считалось, чем длиннее ворсинки, тем лучше она схватывается, а значит крепче изделие. Особенно ценилась тушинская порода овец, шерсть которых превосходила по своему качеству из-за того, что волокна имели трубчатую структуру.

Кто-то предпочитал валять немытую шерсть, т.к. жиропот овечьей шерсти способствовал качественному схватыванию, т.е. валянию шерсти.

Прежде чем приступить к работе, шерсть сушили под прямыми лучами солнца в течение нескольких дней, чтобы жир немного испарился. Затем, очищая от пыли и грязи, взбивали её прутьями и разрыхляли. Для валяния войлока использовали шерсть осенней стрижки. Ценилась также шерсть взрослых овец, с области шеи с шеи, так как она была чище и длиннее.

У мастериц были свои секреты подготовки и валяния шерсти. Шерсть раскладывали на ровную поверхность на матерчатую ткань. Разложив шерсть одинаковой толщины, в зависимости от желаемого конечного результата, поливали раствором мыльной воды и начинали раскатывать (мыльный раствор готовился на основе древесного угля или золы). Некоторые мастерицы поливали шерсть теплой сывороткой. Затем женщины, раскатывали войлок, скручивая в трубку. Готовый войлок сушили, затем вытягивали и приступали к изготовлению ковра.

Переход к созданию ковра

Для создания ковров, заготавливались войлочные полотна (фертаж) разных цветов, их слоями клали друг на друга и затем по лекалам вырезали рисунки, после меняя местами верхний и нижний, вшивали в полотна других цветов.

Они сшивались с обеих сторон, затем контуры обрамляли белой тесьмой, которую также изготавливали сами. Количество ковров зависело от выбранного орнамента и разных цветов, использованных для создания композиции ковра.

Естественно, красота ковра, подбор орнаментов и рисунков зависели от художественного вкуса мастерицы.

Орнаменты на войлоках несли в себе символическую информацию и были отражением этико-эстетических понятий горцев. Это могли быть рисунки и образы из растительного и животного мира, из природных явлений: роговидные орнаменты, солнце, звёзды, геометрические фигуры, солярный знак. Врезная технология изготовления войлочных ковров была известна среди ингушских мастериц и передавалась по наследству.

Возрождение искусства войлочного ковроделия

В ингушском обществе к войлочным коврам относились очень бережно и трепетно, потому что на их изготовление уходило немало времени, физических сил, да и средств тоже. Более того, орнамент на этих изделиях зачастую являлся неким шифром, посылом от мастерицы, изготовившей его. Он носил информативный характер. Их обилие в доме говорило о благосостоянии семьи.

«Редкие экземпляры войлочных орнаментированных ковров, которые были увезены мухаджирами с собой в Турцию в Х1Х веке, хранились в их семьях как реликвии. Живущие в Грузии кистины (так ингушей издревле называли в грузинских источниках), долго хранили семейные «Истингаш», при этом непременно помнили имя автора работы. В годы депортации (1944-1957 г.г.) лишь некоторым ингушам удалось взять с собой «Истинги» ручной работы и традиционные серебряные украшения. Даже под угрозой голодной смерти большинство из числа переселенцев не продали их и вернули обратно на родину после реабилитации. Но, то что сберегли в ссылке, не смогли сберечь уже в мирное время. Вначале 90-х годов, невосполнимый урон был нанесен истории ингушского народа мародёрами в ходе осетино-ингушского конфликта (1992 г.), похищая, уникальные предметы быта, старинные украшения, аксессуары из серебра и золота, находившиеся в частных коллекциях, как семейные реликвии, — говорит этнограф и мастер ковроделия З.Дзарахова.

В начале ХХ века и позже в 30-40-х гг ХХ века учёные-исследователи, находившиеся в составе археолого-этнографических экспедиций в горной Ингушетии, фиксировали некоторые старинные ковры ручной работы, исполненные разными техниками. Так большую работу провел Хаджи-Бекир Ахриев, первый профессиональный художник из ингушей, зарисовывая ковры в селах Джейрахского ущелья, находясь в экспедиции в 20-х гг ХХ века. Эта же работа была им продолжен и в наиболее крупных плоскостных селениях. Работа проводилась в рамках исследовательской задачи. Позже зарисовки этих ковров вошли в рукописную книгу «Г1арлг1ай г1арчож.1924» (Ингушские орнаменты. 1924). Под рисунками ковров в старом альбоме сохранились имена некоторых авторов и населённых пунктов, сделанные на ингушском языке на латинской графике. Это «Джейрах», «Бейни», «Фалхан», «Ахки-Юрт», «Истинг из Буро» (Владикавказ), «Насыр-Корт», «Мочкхи-Юрт» и других сел. Примечательно, что именно этой экспедиции были сделаны записи на ингушском языке на латинской графике.

Позже работу по зарисовкам ковров, предметов материальной культуры и орнаментов продолжили этнографы и художники И.Щеблыкин, М.Базоркин, Г-М.Даурбеков и др. Искусство войлочных ковров ингушей вызывало интерес у многих советских учёных, в том числе Е.Крупнова, Л.Семенова, Х.Акиева и др. Орнаменты с ковров, зарисованные историком Мурадом Базоркиным, были сданы в Чечено-Ингушский государственный музей краеведения, где они пропали в 90-х гг. ХХ века. Однако, описание этих зарисовок сохранил его сын А. Базоркин и передал историку З.Дзараховой для дальнейшей работы.

В 1978 году в г.Грозном вышел каталог под названием «Декоративно прикладное искусство Чечено-Ингушетии», в который вошли рисунки, часть из которых была зарисована в горной Ингушетии в 20-х гг. Х.Ахриевым и позже в советские годы — Г-М. Даурбековым.

Бесценным подарком для всех нас стала книга «Истинг», изданная в Турции нашими соотечественниками — автором Эролом Елдыр и составителем Салманом Бештой (Ахриевым) в 2015 году, в которую вошли рисунки и фотографии ковров-истингов, вывезенных мухаджерами ингушами и чеченцами в Турцию в Х1Х веке. В этой книге более 90 видов ковров. Сбором материала для книги исследователи занимались более 25 лет. Книга, на турецком языке и была презентована в Турции, презентована в Чеченской Республике и Республике Ингушетия.

Войлочное ковроделие сегодня

Орнаментальное искусство войлочных ковров ингушей является сегодня объектом исследования. Научное исследование этого ремесла было организованно доктором наук З.Дзараховой в 2013 году. Позже, в 2015 ею было начато обучение этому ремеслу в Художественной школе г.Назрань. Сегодня в РДНТ в Мастерской «Истинг» З.Дзарахова обучает этому ремеслу молодежь. Изготовлением ковров-«истингов» сегодня активно увлечены мастера декоративно-прикладного искусства.

Огромных результатов достигла в этом деле Райшат Ахильгова, которая возрождает это искусство в соответствии со старинными орнаментами. Персональные выставки её работ проходили в нашей республике и за её пределами, в Московском Кремле и в музее Грузии.

Сегодня, по инициативе Дома народного творчества Республики Ингушетия, под руководством этнографа, доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой во многих сельских Домах культуры республики открыты и функционируют кружки по популяризации и развитию войлочного ремесла с единым названием «Истинг». По мере возможностей Зейнеп Магомет-Тагировна оказывает методическую помощь своим ученицам.

«Самое главное, — считает этнограф и мастер ковроделия З.Дзарахова, — это знать ингушскую национальную специфику и технологию изготовления войлока, создание ковра мозаичным способом и сохранение контурной четкости линий орнаментальной композиции».

……………………………….

Войлочные орнаментированные ковры этнографа З. Дзараховой выставлялись на многих международных выставках, имеются в коллекциях любителей народного искусства в Москве, Санкт-Петербурге, Казахстане и Финляндии.

Искусством войлочного ковроделия сегодня увлекается все большее число людей. И это радует. Интерес к этому древнему искусству даёт надежду на то, что древнее искусство ингушей переживёт века

«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ 0«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ 1«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ 2«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ 3«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ 4«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ 5«ИСТИНГ» - мастерская по войлочному ковроделию РДНТ 6
13:16
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!