ГКУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Версия для слабовидящих

Ингушский календарь

Ингушский календарь

Дорогие друзья!

Готов к публикации очередной проект Республиканского Дома народного творчества — ингушский календарь (гӏалгӏай ханорг).

Надеемся, что он станет для вас источником полезной и интересной информации. Например, сегодня мало кто из нас знает названия месяцев на родном языке, а заглянув на наш сайт Вы, уважаемые читатели, сможете узнать не только названия, но и этимологию каждого слова- откуда и как произошло то, или иное название.

Нужно отметить, что календарь с древнейших времен для человека служил в буквальном смысле слова, ориентиром для ведения хозяйства.

Но, а если точнее сказать, то современный календарь, сформировался на основе наблюдений и опыта наших далеких предков, которые из года в год, из века в век планировали свои посевы, перегоны скота, сенокос, сборы урожая, исходя из погодных условий.

Наиболее полные сведения об ингушском календаре оставили известные этнографы — А. Тутаев и

Б. Далгат.

Отрывочные данные о нем приводят в своих работах А.Д.Хаматханова–Цицкиева и К.З. Чокаев.

Сотрудники Республиканского Дома народного творчества собрали информацию из всех доступных источников, систематизировали и обработали полученные данные.

Как и во многих календарях народов мира, в ингушском календаре тоже 12 месяцев, но разница в том, что у наших предков Новый год начинался после Дня Зимнего Солнцестояния, в соответствии с современным григорианским календарем – 22 декабря и заканчивался 21 февраля.

По данным Б.Далгата первый месяц года, ингуши называли Наджганц1ей бутт — в буквальном смысле слова — месяц праздника дубового дерева.

Но, это название стало основанием для более тщательного изучения данного вопроса, так как у многих исследователей, в том числе и научного сотрудника НИИГН им. Ч.Ахриева Бейали Хайрова, в аспектах изучающего эту тему, возникли сомнения по поводу соответствия названия месяца, обозначенному временному отрезку.

Итак, с конца октября в южных регионах, в частности на Кавказе, дубовое дерево уже сбрасывает желуди, именно в этот период с октября по ноябрь, у опавших желудей проклевываются ростки и они становятся похожими на разные фигурки птиц и животных. В старину, дети часто использовали их как игрушки. Более того, всем известны целебные свойства желудей, в том числе и в косметологии. Наши предки, безусловно, знали об этих свойствах и старались в этот период собирать желуди впрок — высушивали их, замачивали, готовили настойки и порошки. Особенно часто использовали при болезнях желудка и анемии. Именно этот период опадания и созревания желудей ингуши считали праздником дубового дерева, из-за того, что желуди пускали ростки и размножались. У многих возникнет вполне справедливый вопрос, почему период опадания желудей и их сбор и использование назвали праздником (ц1ей)? Известно, что ингуши любое изобилие называют той или ц1ей — обобщенное значение обоих слов – торжество. И сегодня в обиходе ингушей часто можно услышать – «оаш б1арчатой мадаьдий укхаз» или же «футой ( ц1ей) да шунцинга?», то есть человек наткнувшись на изобильное застолье, или же урожайное поле соседа или родственника, задается таким вопросом в шутливой форме.

Отсюда следует полагать, что название месяца Наджганц1ей или Наджгаьнц1ей,(Надж- дуб, Га, гаьн – дерево, ц1ей- праздник, торжество), то есть буквально- праздник дубового дерева.

В соответствии с нынешним календарем период созревания желудей приходился на конец октября и середину ноября. У ингушей бытовала крылатая фраза:- «Наджб1араш диа нал санна, тхьайсаулл, — уснул как кабан, наевшись желудей) - эта фраза говорит о том, что наши предки знали, также об успокоительном воздействии желудей на организм животных, и человека.
(Источник — Евлоев Ахмед Идигович, 1914 года рождения, уроженец села Алкун).

Соответственно, ошибочное сравнение ингушского нового года с нынешним, по григорианскому календарю, само собой исключается. Так как название месяца Наджганц1ей бутт, имело практическое значение, связанное со сбором и переработкой желудей. Соответственно, исследования Албаста Тутаева (1855-1941), который утверждает, что первым месяцем года является агӏойбутт, а наджганцӏейбутт есть последний месяц года имеет четко обоснованную теорию. Еще один факт, что названия месяцев ингушского календаря по версии Б.Далгата не соответствуют временному периоду. В своих описаниях Б. Далгат март -месяц называет — Бекаргбутт. Бекарг, в ингушском языке-это птица- кукушка, которая в наши края прилетает во второй декаде мая (20-22 числа) а мы уже знаем, что месяц у ингушей начинается не с 1 числа, а с 21 на 22 число. Отсюда и название месяца май-Бекаргбутт (буквально месяц кукушки).

Для многих наших читателей, наверное, будет открытием, что даже на такой маленькой территории как Ингушетия, есть различие климатических показателей. Общий погодный фон на территории формируют горы. В горных районах и на равнине разница температуры достигает до 5-6ºС. А, это значит, что народные приметы, связанные с погодой тоже разнятся. Например, если в Назрани, Экажево, Али-Юрте вишня только распускает цветы, то в Карабулаке, в Троицкой, в Сунже вишня уже облетает. Точно также происходит и с травами. Именно это и явилось причиной, того, что у каждого месяца в ингушском языке имеются несколько названий и носят они в основном локальный характер.
Например, сентябрь у Б. Далгата носит название «товбутт», у А. Тутаева – «михабутт», у А.Хаматхановой — Цицкиевой – «моажолбутт».

В представленном календаре мы приводим наиболее общие названия.

Подготавливая настоящий календарь, мы на 10 дней сместили месяцы, чтобы совместить ингушский и современный григорианский календари и избежать путаницы.Нужно отметить, что ингушский календарь тесно связан с хозяйственной деятельностью и безусловно, это нашло отражение в наименованиях месяцев и праздников.

Дорогие друзья! Надеемся, что данный календарь внесет определенную лепту в дело сохранения ингушского языка. Мы с благодарностью рассмотрим и примем любые конструктивные предложения и замечания на адрес электронной почты: E-mail: rdntmkri@mail.ru

С уважением,
Директор РДНТ
Ильяс Евлоев